Институт проблем нефти и газа СО РАН выступил одним из организаторов Форума «Транспортные системы и дорожная инфраструктура Крайнего Севера», проходившего в г. Якутске 5-6 апреля 2018 г.
Опубликовано: 17.12.2019
Научно-практическая конференция, прошедшая 5 и 6 апреля, была посвящена актуальным для Якутии вопросам проектирования, строительства, реконструкции, ремонта, содержания и контроля качества автомобильных дорог в криолитозоне и собрала под своим крылом большое количество специалистов отрасли, ученых и студентов. Так, только в первый день был зарегистрирован 231 человек, в том числе 117 участников и 114 слушателей из числа студентов. Среди участников были зарегистрированы 21 представитель иногородних производственных и дорожных компаний из Германии, Беларуси, Москвы, Санкт-Петербурга, Брянска, Хабаровска, Чебоксар; 61 представитель республиканских органов управления, организаций заказчиков, подрядчиков, проектных организаций, поставщиков техники; 35 представителей науки и образования. Второй день собрал около 100 человек.
Сотрудники Института приняли участие в секции 3 «Техника, технологии и конструкционные материалы в дорожном строительстве». Ими было представлено 5 докладов: «Перспективы применения стеклопластиков в дорожном строительстве», «Морозостойкие асфальтобетоны для строительства дорог в условиях Крайнего Севера», «Перспективы использования экструдированных пенополиэтиленов в дорожном строительстве», «Использование механоактивационных технологий для производства дорожных бетонов», «Перспективы применения резиновой крошки из отработанных шин в строительстве дорог в криолитозоне».
Научный сотрудник Института, к.т.н. Виктор Копылов выступает с докладом на Форуме
В рамках Форума был организован демонстрационный показ дорожно-строительной техники, собравший большое количество не только участников, но и зрителей. Организационно-техническую поддержку оказали компании «Брянский автомобильный завод», «Дорисс», «Горный Автодор», Автодорожного факультета СВФУ, предоставивших технику для демонстрации. На выставке были представлены: ресайклер, фреза, асфальтоукладчик, каток, бульдозер, грейдер и погрузчики производства Wirtgen, Hamm, Komatsu, Volvo.
Демопоказ дорожной техники
По результатам двух дней работы форума была подготовлена итоговая резолюция.
РЕЗОЛЮЦИЯ
научно-практической конференции
«Транспортные системы и дорожная инфраструктура Крайнего Севера»
Участниками научно-практической конференции отмечено, что Республика Саха (Якутия) характеризуется суровыми климатическими условиями и наличием вечной мерзлоты, оказывающими большое влияние на качество и долговечность функционирования автомобильных дорог. В последние десятилетия наблюдаются деформации асфальтобетонного покрытия, земляного полотна и оснований на автомобильных дорогах общего пользования всех уровней. Закономерность распространения, состава, строения и свойств пород вечной мерзлоты в последние годы, в связи с глобальным изменением природных условий и техногенным воздействием, часто трудно предсказуемо.
Рассмотрев комплекс проблем проектирования, строительства, реконструкции, ремонта, содержания и контроля качества автомобильных дорог в криолитозоне участники Форума «Транспортные системы и дорожная инфраструктура Крайнего Севера» предлагают:
1. Для координации усилий научных и проектно-изыскательских работ на территории Республики Саха (Якутия) создать в г. Якутске на базе Северо-Восточного федерального университета Консорциум по совершенствованию методов строительства, ремонта, содержания и научно-технической поддержке развития транспортного комплекса, в частности, автомобильных дорог в условиях вечной мерзлоты. Автодорожному факультету СВФУ (Филиппов Д.В.), Институту мерзлотоведения СО РАН (Железняк М.Н.), Институту проблем нефти и газа СО РАН (Соколова М.Д.) до 1 июня 2018 года подготовить проект положения и согласовать его с возможными участниками Консорциума. Обратиться в Минтранс Республики Саха (Якутия) с поддержкой в организации и работе создаваемого Консорциума (Кластера).
2. Для оценки состояния и устойчивости автомобильных дорог в криолитозоне и формирования региональной научной школы по строительству и эксплуатации автомобильных дорог в районах Крайнего Севера АДФ СВФУ (Филиппов Д.В.), ИМЗ СО РАН (Железняк М.Н.), ИПНГ СО РАН (Соколова М.Д.) в срок до 15 июня 2018 г. подготовить комплексный интеграционный проект «Обеспечение устойчивости и разработка рекомендаций по контролю за состоянием автомобильной дороги на проблемных участках автодороги (на одном из проблемных участков ад или ад в целом по предложению строительных компаний и Минтранса РС(Я). Обратиться в Минтранс Республики Саха (Якутия) и Росавтодор для финансовой поддержки реализации этого проекта и формирования плана НИОКР по совершенствованию методов строительства, ремонта и содержания автомобильных дорог в условиях вечной мерзлоты на территории Республики Саха (Якутия).
3. Силами создаваемого Консорциума на основании научно-исследовательских проектов (заказчики Минтранс Республики Саха (Якутия) и Росавтодор):
– выполнить Дорожное инженерно-геокриологические районировании территории Якутии. масштаба 1:1 500 000, и крупномасштабное районирование сложных в инженерно-геокриологическом отношении, участков(а) автомобильных дорог (по согласованию с Упрдорами);
– организовать постоянный контроль и диагностику (мониторинг) причин развития геокриологических опасностей на потенциально аварийно-опасных участках автомобильных дорог;
– провести исследования и разработать предложения по использованию новых строительных материалов, включая местное сырье и конструкции, а также современных технологий при строительстве автомобильных дорог и мостов в криолитозоне;
– разработать предложения по совершенствованию нормативной документации проектирования, строительства и эксплуатации автомобильных дорог в криолитозоне и передать на рассмотрения в Минтранс Республики Саха (Якутия) и Росавтодор.
4. Рекомендовать Министерству транспорта и дорожного хозяйства Республики Саха (Якутия):
– инициировать в Правительстве РС(Я) рассмотрение вопроса о строительстве на территории Якутии нефтеперерабатывающего завода по производству легких и тяжелых нефтепродуктов, включая битум, необходимый для строительной индустрии республики;
– при заключении контрактов на выполнение проектно-изыскательских и строительных работ на территории республики предусмотреть осуществление геокриологического сопровождения;
– совместно с Торгово-промышленной палатой РС(Я) обратиться в Минтранс России с инициативой о допуске к эксплуатации на автозимниках общего пользования колесных транспортных средств шириной до 3100 мм;
– учитывая положительный опыт применения технологии ресайклинга на федеральных автомобильных дорогах «Вилюй» и «Лена» и ее апробации в сложных климатических условиях Аляски и Норвегии, продолжить внедрение технологии ресайклинга (стабилизации грунта) при строительстве и реконструкции дорог;
– совместно с заинтересованными ведомствами и федеральным университетом обратить внимание на подготовку квалифицированных кадров для изучения международного опыта применения технологии стабилизации грунта и холодного ресайклинга и их адаптации к местным условиям. В свою очередь компания Wirtgen предлагает предоставить свою поддержку в обучении кадров (стабилизация и ресайклинг) и обмениваться накопленным опытом работы в различных регионах России и других стран;
– в рамках деятельности профессионально-образовательного кластера «Транспортный» внести предложения по совершенствованию государственной системы прогнозирования, подготовки и расстановки кадров в транспортной отрасли.
5. Поручить Якутскому научному центру СО РАН и Северо-Восточному федеральному университету в рамках Комплексных научных исследований:
– организовать широкий спектр научно-исследовательских работ и изысканий с целью получения полной и достоверной информации о состоянии и изменениях природной среды (климата, состояния и изменения ледовой обстановки, гидрологии и гидрографии северных рек и акватории арктических морей, экологической и радиационной обстановки в шельфовой и береговой зонах) для фиксации исходного состояния всех экосистем, а также создания базы данных для прогнозирования и оценки возможного техногенного воздействия на окружающую среду при создании новых транспортно-логистических систем, строительстве путей сообщения и транспортной инфраструктуры;
– провести комплекс экономических и инженерных изысканий, проектных проработок и разработать технико-экономическое обоснование и отвечающий международным стандартам бизнес-план создания транспортного коридора Азия – Европа для принятия обоснованных решений о путях, сроках, формах и условиях реализации проекта, обеспечивающих необходимую эффективность для всех его участников, государства и общества в целом;
– разработать и внести предложения по сертификации автомобильной техники, эксплуатируемых в условиях низких температур (ниже -300С), а также конструкционных материалов, применяемых для их изготовления;
– до лета 2022 года осуществить комплексный логистический анализ транспортных систем Республики Саха (Якутия), оценить возможности эффективной интеграции в них нетрадиционных и альтернативных видов транспорта, с учетом как конструкционных особенностей техники, так и природно-климатических, метеорологических, геоморфологических, инженерно-геологических, криологических, гидрогеологических, экологических условий и представить в Минтранс РС(Я) рекомендации по их использованию.
– разработать и внести предложения по созданию нормативно-правовых, финансово-экономических и организационных условий развития инновационных видов транспорта, в первую очередь на специализированных колесных шасси и тягачей (вездеходы, снегоболотоходы и пр.), отвечающих условиям Севера и Крайнего Севера, а также внедрения новых управленческих решений, оптимизирующих логистику грузопассажирских перевозок.
6. С целью обеспечения потребности экономики и транспортной отрасли региона и северо-востока России в кадрах с высшим образованием участники Форума единодушно соглашаются и поддерживают необходимость создания центра транспортного образования в городе Якутске на базе СВФУ. Для чего необходимо активизировать решение вопроса совершенствования материально-технической базы и усиления профессионального кадрового потенциала университета. В связи с этим поддержать инициативу Автодорожного факультета СВФУ о создании Института транспорта на условиях государственно-частного партнерства (ГЧП).
7. Рекомендовать проведение настоящего Форума на постоянной основе с периодичностью один раз в два года, в перерывах между республиканским Съездом инженеров. В рамках Съезда инженеров инициировать учреждение внутри профильной транспортной секции двух отдельных подсекций: «транспорт» и «дорожное хозяйство».