Первооткрыватель месторождения
Опубликовано: 17.12.2019
Первооткрыватель месторождения
Согласно официальной информации, полученной в начале февраля текущего года из Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации (приказ № 80-лс от 08.02.2017), одним из первооткрывателей уникального Чаяндинского нефтегазоконденсатного месторождения в Республике Саха (Якутия) признан сотрудник Института проблем нефти и газа СО РАН, заведующий лабораторией геологии нефтяных и газовых месторождений, доктор геолого-минералогических наук, академик РАЕН Ситников Вячеслав Стефанович. Он согласился ответить на ряд вопросов, интересующих широкие круги геологической общественности в связи с вышеуказанным открытием.
-В чем заключается уникальность Чаяндинского нефтегазоконденсатного месторождения?
–В данном случае понятие «уникальность» связано с объемом запасов углеводородного газа. Наряду с крупными запасами нефти, открытыми здесь и сопровождающими залежи газа в основных продуктивных горизонтах в виде нефтяных оторочек, суммарный объем запасов газа, подготовленных на Чаяндинском месторождении к промышленному освоению, достигает 1 трлн.куб. м. Это почти треть всех запасов газа, учтенных к настоящему времени Государственным балансов запасов полезных ископаемых Российской Федерации по Республике Саха (Якутия).
Согласно принятой в России классификации месторождений нефти и газа по величине сосредоточенных в них запасов углеводородного сырья, месторождения с такими гигантскими запасами газа относятся к категории уникальных. Следует отметить, что в составе углеводородного газа Чаяндинского НГКМ сконцентрированы также крупнейшие запасы гелия, который является в настоящее время важнейшим стратегическим сырьем.
-Расскажите, пожалуйста, об особенностях открытия Чаяндинского газового гиганта.
– История открытия Чаяндинского НГКМ весьма интересная и довольна необычная. Как известно, поиски месторождений нефти и газа ведутся в первую очередь геофизическими методами, в основном, сейсморазведкой. После выявления перспективной структуры и подготовки ее к глубокому бурению в ее сводовой, наиболее приподнятой части осуществляется бурение первой скважины. В мировой практике многие месторождения нефти и газа открыты непосредственно после бурения первой скважины. На территории будущего гиганта, площадь которого достигает 5 тыс. кв. км, в 70-е годы ХХ столетия сейсморазведкой был выявлен ряд перспективных антиклинальных структур. При бурении на них первых поисковых скважин были открыты средние по размерам запасов газа Озерное, Нижнехамакинское и Восточно-Талаканское газоконденсатные месторождения. Разведка их продолжалась в 80-е годы. При бурении очередной разведочной скважины на южном крыле Озерной структуры было зафиксировано странное положение продуктивных пластов, в частности значительный подъем их в южном направлении, а не погружение, как предполагалось ранее по сейсморазведочным данным. К тому же указанная скважина в интервале залегания основного продуктивного горизонта оказалась полностью газоносной без каких-либо признаков близости газо-водяного контакта (ГВК). В дальнейшем выяснилось, что мы имеем дело здесь с очень крупной неантиклинальной ловушкой, контролирующей огромные залежи газа на северном склоне Непско-Пеледуйского свода. Указанные выше Озерное и другие газовые месторождения, выявленные ранее как самостоятельные месторождения относительно небольших размеров, фактически являются составными частями этого крупнейшего единого месторождения. При его разведке многие скважины были размещены с учетом новой, разработанной к этому времени геолого-геофизической модели, часто в неструктурных условиях, то есть на некотором удалении от известных структурных выступов и других аналогичных тектонических форм. Окончательные результаты последних геологоразведочных работ, в том числе новейшие данные, полученные на современном этапе недропользователем в лице ОАО «Газпром» при доразведке и подготовке Чаяндинского газового гиганта для подключения его к магистральному газопроводу «Сила Сибири», и, наконец, итоговая интегральная оценка суммарных запасов газа и нефти Чаяндинского месторождения почти полностью подтвердили наш коллективный научный прогноз.
-С кем Вы сотрудничали при разработке новой нетрадиционной модели Чаяндинского месторождения ?
-В нефтегазовой отрасли дистанция от прогноза до выявления месторождения и его изучения вплоть до подготовки к промышленному освоению, как правило, весьма велика. Участие в этих работах принимает очень большой коллектив, состоящий из сотрудников многих производственных и научных подразделений, в том числе из полевых геофизических экспедиций (электроразведка, сейсморазведка); нефтегазоразведочных экспедиций, выполняющих бурение глубоких скважин; геофизических экспедиций по исследованию глубоких скважин: тематических экспедиций и научно-исследовательских институтов, осуществляющих обобщение и анализ геолого-геофизических материалов на всех стадиях геологоразведочного производства.
В конце ХХ столетия, непосредственно перед объявлением в стране социально – экономической перестройки и в начальный период ее реализации, весь этот многопрофильный персонал трудился в основном в составе ПГО «Ленанефтегазгеология», которое в те годы было признано одним из лучших в Министерстве геологии РСФСР. В создании новой модели Чаяндинского НГКМ значительную роль сыграл временный творческий коллектив, созданный в начале 90-х годов по приказу главного геолога вышеуказанного объединения В.Е.Бакина в тресте «Якутскгеофизика» под руководством главного геолога треста В.Д.Матвеева и состоящий из опытных высококвалифицированных геологов и геофизиков, много лет изучавших строение и нефтегазоносность недр в разных горно-геологических условиях Якутии. Многие из них, внесшие наиболее весомый вклад в изучение Чаяндинского НГКМ, также награждены знаком «Первооткрыватель месторождения» (Т.Я.Гребенкин, Л.Д.Колотущенко, В.Д.Матвеев, М.М.Солощак, В.П.Шабалин и др.).К нашему общему сожалению, в число первооткрывателей не включен бывший главный геолог объединения В.Е.Бакин, очень много сделавший для разработки новой модели нефтегазоносности недр на юго – западе Якутии, открытие Чаяндинского газового гиганта и ускоренного вовлечения его в разведку. Не включены также по причине кончины А.А.Гудков, В.П. Панарин, А.З.Соломон, Л.И.Соснин и др. высоко квалифицированные специалисты бывшей Мурбайской геофизической экспедиции. Талантливые геофизики, они сумели в те далекие 60 – е годы, когда нефтегазовая геофизика еще делала в Якутии свои первые шаги, обеспечить выделение на юго – западе республики многих перспективных структур, на которых в дальнейшем были открыты крупные месторождения нефти и газа, в том числе Чаяндинское.
-Есть ли в Якутии территории, где можно прогнозировать открытие аналогичных месторождений с уникальным высоким углеводородным потенциалом?
-Многолетние исследования нашего института показали, что за редким исключением почти вся территория Западной Якутии является потенциально нефтегазоносной. На этом фоне установлен или прогнозируется целый ряд площадей, где ожидается развитие в осадочном чехле мощных пластов и горизонтов коллекторов с улучшенными фильтрационно-емкостными свойствами. При наличии общих благоприятных условий для нефтегазозонакопления здесь вполне возможно открытие новых нефтегазоносных районов, в которых присутствуют гигантские залежи газа и (или) нефти. В числе приоритетных направлений дальнейших поисков можно назвать южную прибортовую часть Вилюйской синеклизы, Алдано-Амгинское междуречье, ряд крупных площадей в Предверхоянском и Лено-Анабарском проектах. По ряду причин еще не найдены методические подходы к достоверной оценке углеводородного потенциала Березовской впадины, удаленных северной и западной частей Непско – Ботуобинской антеклизы, прилегающих площадей Западно – Вилюйской НГО и других территорий, где уже есть отдельные открытия, однако прогнозируется гораздо больше. В том числе и нефтегазовые гиганты.